О себе
1959 г. родилась в г. Ленинграде
1982 г. закончила ЛХУ им. Серова
1993 г. закончила ЛВХПУ им. Мухиной
С 1994 г сотрудничала с издательством «Образование-Культура»
С 1995 г. преподает в ДХШ №13 Московского района
Работаю в области книжной графики, графического дизайна, занимаюсь живописью
и станковой графикой.
О творчестве
Творчество для меня - не столько способ самовыражения, а, скорее, позволение
открыть тайную дверь где-то в глубине своего сознания, возможность почувствовать
известную мудрость, что целое - это нечто большее, чем сумма составляющих его
частей. Это ощущение единства, слияния с целым. В мимолетности впечатлений, в
многообразии вариаций ритма и цвета для меня нет случайных сочетаний. Каждая моя
работа – маленькое открытие для меня. Через удивление приходит чувство сопричастности
к тайне.
Иногда я спрашиваю себя: «Зачем я рисую? Что заставляет меня брать в руки карандаш
или кисть?» Я вспоминаю счастливые минуты своей жизни и признаю, что они не связаны
с событиями, действиями или свершениями. Не привязаны они и к знаменательным датам.
Это, скорее, яркие фрагменты, выхваченные из череды текущих дней, высвеченные,
как будто солнечным лучом. Куда упадет этот луч, что выберет он - предсказать
невозможно, но в это мгновение самое простое и тихое событие может стать важным,
значимым и сохраниться в памяти как сильное переживание. Удивительно, как это
происходит? Это похоже на открытие! Словно впервые видишь знакомые вещи: как в
детстве цвет ощущаешь кожей, а прикосновение тепла, переходя границы тактильных
ощущений, вызывает чувство расширения, света и любви.
Я подхожу к окну. Осеннее солнце бросает луч на подоконник, и из серо-голубой
дымки дневного пространства комнаты возникает чудо: свет выхватывает золотым пятном
штору. Листья фиалки, стоящей на подоконнике, становятся прозрачными, сияющими,
два ее цветка загораются синим, начинают «звучать» и притягивать взгляд. В эту
минуту все в душе отзывается благодарностью. Я хватаю карандаш и почти бессознательно,
быстро рисую, не вглядываясь в детали, не соблюдая правил. У меня одно желание
- удержать это состояние счастья.
О монотипии
Большая часть моих работ, сделанных за последнее время, выполнена в технике монотипии.
Что привлекает меня в этой технике? Пожалуй, то же, чему я отдаю предпочтение
в иных областях жизни. Это то, что можно назвать «на грани»: переход из одного
качества в другое, пересечение противоположностей в общей точке, слияние чувства
и осознания, анализа и спонтанности. Монотипия возникает из органичного слияния
графики и живописи, лаконичности линии и сочности фактуры пятна, экспрессии цвета
и графической условности. Это промежуточное, переходное состояние «материала»
близко моему мироощущению, как состояние перехода дня в сумерки, когда цвета,
продолжая звучать, сливаются в единую гамму тишины наступающего вечера с мягкими
очертаниями видимых форм.
У монотипии строптивый характер. Она не терпит никакого насилия над собой. Обращаясь
к этой технике, не знаешь, какой сюрприз она преподнесет на этот раз. Иногда,
кажется, что успех работы зависит от трудно объяснимых, каких-то тонких вибраций:
от некой согласованности внутреннего настроя, погоды за окном, тиканья часов и
т. п. Одно неверное движение, неправильное слово, сбой ритма, может разрушить
ожидаемый эффект. Иногда, в процессе работы у нас возникает конфликт - я настаиваю
на своем, а она диктует свои условия. Порой мне кажется, что роль выразительного
средства ее не устраивает – она явно претендует на соавторство. Случается, что
я соглашаюсь. Должна признаться, что в этом случае работа имеет мало общего с
замыслом, но результатом я остаюсь довольна. В конце концов, в этом я ощущаю дух
эксперимента. Но, в большей мере, я стремлюсь к взаимопониманию, когда удается
соединить идею с соответствующей ей формой выражения - техническим, фактурным
решением. Чтобы управлять этой техникой, я должна не только знать, но и чувствовать
ее возможности. Поэтому для меня огромное значение в работе имеет состояние полного
внутреннего созвучия. Остальное приходит само собой. |