Главная
Монотипия
Художники
Галерея
Наши друзья
Новости
VII Международный Фестиваль Монотипии 2012
VI международный фестиваль монотипии 2011
IN ENGLISH
Фестиваль Монотипии 2010
Фестиваль Монотипии 2009
Контакты
Карта сайта
VIII Международный фестиваль монотипии «Смотреть и Видеть» 2019
 



(Без названия)
"(Без названия)"



«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж.-Б.С.Шарден

ВЕЛИКОЕ ЧУДО МОНОТИПИИ

Наше искусство переживает сегодня удивительный этап – этап возрождения монотипии. Это глубоко закономерно, так как в самой технике монотипии  всегда дремали нераскрытые и неосвоенные ресурсы. Судьба распорядилась так, что силами группы энтузиастов этот необыкновенный вид искусства переживает сегодня настоящий ренессанс.
 
Многоцветье этой области творчества, тематическая палитра и яркость творческих личностей художников-монотипистов не могут не поражать. Фестивали монотипии, которые стали сегодня доброй традицией, объединяют художников разных направлений и стилей, создают уникальную креативную площадку для общения художников разного возраста.
 
Монотипия - всегда загадка и тайна. Этот вид искусства теснейшим образом связан с личным миром человека. Ведь многие другие виды искусства бросили якорь в официальной жизни. Например, гравюра на стали быстро была освоена официальным искусством - банкнотной графикой, а ксилография получила выход в книжно-журнальную и газетную иллюстрацию. А монотипия сомкнулась со сферой Личного. Причем настолько тесно, что современная монотипия буквально балансирует на грани Индивидуально-личностного и Вечного. В таинственных пятнах, их причудливой игре и взаимоналожении мы порой усматриваем игру случая и повороты судьбы...

В эпоху, когда искусство доказало свою способность тиражироваться и одно произведение может разлетаться по свету в миллионах копий, уникальность и неповторимость монотипического отпечатка стала символом элитарной единичности. И хотя авторы нередко возвращались к любимой теме и создавали повторения одного и того же сюжета, приближаясь немного к идее тиражности, в каждом листе словно светилась таинственным светом неповторимость именно данного сочетания цветов и оттенков, штрихов и пятен...

При рассмотрении монотипий порой возникает ощущение, что по листу "погуляло" солнце. Но не только в смысле отблесков лучей, а и в смысле какой-то таинственной и пока недоступной нашему пониманию работы над изображением… Словно то самое Солнце, которое когда-то зашло в гости к Маяковскому, взяло и “поработало” с оттиском краски, добавив изображению поистине планетарное измерение.

Не может не поражать круг тем и мотивов работ монотипистов. Здесь и мифология во всех ее многосторонних и многозначных проявлениях, и все жанры традиционного искусства – пейзажи, натюрморты и портреты, и мир сказки, для которого монотипия словно специально создана. Волшебные пятна краски то воссоздают бескрайнее космическое пространство, то напоминают нам о безбрежных океанах.

Среди современных художников-монотипистов немало настоящих талантов. Поклонникам этого вида искусства (а их становится все больше) хорошо знакомы имена Марины Бусаревой, Елены Щелчковой, Валерия Сырова, Марины Красильниковой, Валерия Бабанова и многих других одаренных художников.

Художники-монотиписты и исследователи этого вида искусства очень многим обязаны Арине Юрьевне Даур, выдающемуся петербургскому художнику-иллюстратору, талантливейшему популяризатору искусства. Именно ее инициатива легла в основу современных фестивалей монотипии. Эти фестивали стали поистине многогранными событиями в культурной жизни города – их неотъемлемыми компонентами стали мастер-классы, выставки, научные конференции и бесценное общение художников-монотипистов друг с другом (что едва ли не является самым главным). 

Фестивали монотипии, проведение которых стало традицией, не только дают широкую панораму современного состояния этого вида искусства, но и  прокладывают мост между прошлым и будущим. И из далекого прошлого на нас взыскующе смотрят умные глаза Уильяма Блейка (1757 - 1827). Ему, наверное, было труднее всех из армии монотипистов, ибо он был первопроходцем в этой области.  Мир Блейка - глубоко религиозного художника, который стремился отразить в своих работах вечные ценности, очень близок современному человеку. Поэтому на Фестивале-2010 будет отдана дань наследию знаменитого английского монотиписта, проанализированы закономерности его творчества и его уникальный стиль.

Еще одна “культурная ось” – это мост между Востоком и Западом. Когда-то великий монотипист Пьер Боннар взял на вооружение композиционный и цветовой арсенал японской гравюры на дереве. Многие приемы - как композиционные, так и цветовые - проникли и в искусство монотипии, и сегодня они уже широко узнаваемы в работах многих современных художников.

Однако не забудем, что П.Боннар был элитарным художником, мастерская которого была настоящим храмом эстампа.  Однако среди его современников мы находим Мориса Прендергаста - бедного американского рисовальщика, у которого не было даже своей мастерской. Пользуясь беднейшими техническими средствами, Прендергаст стал осваивать искусство монотипии  и за короткий срок стал лидером в этой области, по крайней мере, у себя на родине в США. Всем своим творчеством М.Прендергаст доказал, что монотипия способна возвысить художника до необыкновенных высот.

К счастью, в нашей культуре есть совершенно неподражаемые художники, которых хочется открывать и открывать заново, даже если о них уже немало написано. Предыдущие фестивали монотипии отдали дань уникальной художнице Елизавете Сергеевне Кругликовой (1865 - 1941). Освоение ее неповторимого стиля, исследование ее биографии и творчества продолжается. Впереди публикация новых материалов о произведениях Е.Кругликовой. Поклонники ее яркого таланта с нетерпением ждут, что пока что неизвестные произведения художницы, выполненные в технике монотипии, будут введены в культурный обиход.

Сегодня принято говорить об инновациях, причем как в науке, так и в искусстве. Монотипия пока что не проанализирована как инновационная техника. Предстоит дать углубленные ответы на вопросы, что дали уникальные единичные оттиски мировому искусству, как изменился взгляд художника на проблему единичного и тиражируемого благодаря творчеству монотипистов. Это далеко не простые вопросы и то, что в дни фестиваля перед зрителем развернутся прекрасные выставки, не может не стать залогом того, что роли монотипии в мировой культуре будет дана должная и, главное, глубокая оценка.

Хочется пожелать всем опытным монотипистам дальнейших творческих успехов. А начинающим художникам мы пожелаем ежедневно и ежечасно постигать тайны монотипии, которая таит в себе еще столько неразгаданного и непознанного.
 
Андрей Дьяченко, член Международной ассоциации искусствоведов (МАИС).