Главная
Монотипия
Художники
Галерея
Наши друзья
Новости
VII Международный Фестиваль Монотипии 2012
VI международный фестиваль монотипии 2011
IN ENGLISH
Фестиваль Монотипии 2010
Фестиваль Монотипии 2009
Контакты
Карта сайта
 



(Без названия)
"(Без названия)"



«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж.-Б.С.Шарден

Монотипия или ещё один ключик

История, о которой я хочу вам рассказать, произошла несколько лет тому назад. А если точнее, это был год, когда Гансу Христиану Андерсену исполнилось 200 лет. Я готовилась к своей выставке, посвященной этому событию. Предчувствие сказочных событий не покидало меня. Возможна ли сказка сейчас, у нас вот тут? Живут ли в наши дни сказочники?

У вас, наверное, тоже бывало такое. Настроишься на какую-то тему, носишь ее с собою, думаешь, и так, и так разыгрываешь. Очаровываешься и разочаровываешься. А Судьба в это время подбрасывает нужные книги, устраивает неожиданные встречи, как будто бы говорит: «Это мой подарок за твое терпение, за верность. Делай следующий шаг. Вперед!». Был темно-синий зимний вечер. И вот эта великодушная госпожа привела меня к двери квартиры настоящего сказочника. Для уверенности я взяла с собой свое «войско». Вернее свой нарисованный мир, который томился в плотно набитой черной папке. Мы позвонили в дверь. Через несколько секунд ее открыл хозяин…

Сказочник оказался пожилым человеком с благородными чертами лица. Он казался уставшим, но природная чуткость и доброжелательность не давали возможность этого показать. И только серые глаза казались молодыми. Глаза созерцали и улыбались. Лицо было грустным. - Входите!
Следующий шаг был шагом в сказочную реальность. Откуда-то доносилась мелодия музыкальной шкатулки. Ей легким подзвоном отвечали колокольчики. Под этот акомпанимент хорошо было рассматривать необычные предметы на стенах, полках и даже потолке. Маски, куклы, картины, зеркала, старинные лампы, ширмы. Рафинированного искусствоведа охватил бы ужас разностилья. Но ведь это был дом не коллекционера, а сказочника. Здесь главное – не историческая ценность предмета, а ее волшебная неповторимость. Еще было непонятно, в какое реальное время мы попали. Вполне вероятно, что здесь скрывалось настоящее сказочное.
Нас пригласили в гостиную. В центре стоял большой старинный стол, высокие стулья, каждый из которых казался троном. Абажур давал «колокол» света, который, наверное, был волшебным. На этом-то столе и открылась моя папка с монотипиями. Честно говоря, я люблю показывать свои работы в незнакомом месте и наблюдать за реакцией смотрящих. Дело в том, что техника, в которой они выполнены, требует особенного смотрения, а вернее всматривания. Художник как бы приглашает к сотворчеству.

Я всегда мечтала иллюстрировать сказки. Вернее рассказывать их языком изображения. Для этого в моей коллекции изобразительных возможностей есть одна совершенно сказочная техника – монотипия. Это такая графическая техника, которая дает возможность импровизации на тему свободного пятна. То есть вы создаете хаотическое пятно (mono – один, typus – отпечаток.- греч.) способом свободного нанесения краски на поверхность бумаги. Пока краска не высохла, вы прижимаете к бумаге другой лист и резко открываете. Ну вот, поле для полета воображения готово! Нерукотворное изображение дает волю фантазии. И тогда… не испортив получившегося пятна, деликатнейшим образом, очень тонкой кистью, вы делаете несколько точных движений и… образ готов. Иногда можно увидеть дивный пейзаж. Иногда фигуру в движении или портрет со взглядом. Подчас узнаешь лица друзей!

Так вот и высыпались на большой старинный стол мои дорисованные герои: танцующие балерины, благородные рыцари, идущие, бегущие, задумавшиеся – персонажи, которые обрели изобразительное звучание благодаря интуиции (intuery – смотри зорко. – лат.). И тогда произошло то «обыкновенное чудо», которое случается чаще в сказке. Надо сказать, что с каждым смотрящим мои герои ведут себя по-разному. К человеку, готовому к встрече с чудом, они особенно отзывчивы. А скептик и циник их просто не увидит. Их ценность в глубине ассоциативного мира смотрящего. Сказочник перелистнул несколько монотипий и замер. Мои персонажи были ему уже знакомы! А ведь до сих пор я еще не прочла ни одной его сказки! Он стал медленно называть имена своих героев и искать их глазами среди моих работ. Все совпадало. Персонажи монотипий откликались на имена. Они были ни прочь сыграть отведенные им роли. Так произошла наша встреча с Андреем Владимировичем Гнездиловым. Так появился «Сундук старого принца» - наша первая книга. Любое настоящее творчество – это желание поделиться своим миром. Это бесстрашие первого хода. Это надежда на сотворчество.

Арина Даур
Апрель 2007г.
Смотрите также