Главная
Монотипия
Художники
Галерея
Наши друзья
Новости
VII Международный Фестиваль Монотипии 2012
VI международный фестиваль монотипии 2011
IN ENGLISH
Фестиваль Монотипии 2010
Фестиваль Монотипии 2009
Контакты
Карта сайта
 



Дама в шляпе
"Дама в шляпе"



«Кто сказал, что пишут красками? Пользуются красками, а пишут чувствами». Ж.-Б.С.Шарден

Монотипия или ещё один ключик

История, о которой я хочу вам рассказать, произошла несколько лет тому назад. А если точнее, это был год, когда Гансу Христиану Андерсену исполнилось 200 лет. Я готовилась к своей выставке, посвященной этому событию. Предчувствие сказочных событий не покидало меня. Возможна ли сказка сейчас, у нас вот тут? Живут ли в наши дни сказочники?

У вас, наверное, тоже бывало такое. Настроишься на какую-то тему, носишь ее с собою, думаешь, и так, и так разыгрываешь. Очаровываешься и разочаровываешься. А Судьба в это время подбрасывает нужные книги, устраивает неожиданные встречи, как будто бы говорит: «Это мой подарок за твое терпение, за верность. Делай следующий шаг. Вперед!». Был темно-синий зимний вечер. И вот эта великодушная госпожа привела меня к двери квартиры настоящего сказочника. Для уверенности я взяла с собой свое «войско». Вернее свой нарисованный мир, который томился в плотно набитой черной папке. Мы позвонили в дверь. Через несколько секунд ее открыл хозяин…

Сказочник оказался пожилым человеком с благородными чертами лица. Он казался уставшим, но природная чуткость и доброжелательность не давали возможность этого показать. И только серые глаза казались молодыми. Глаза созерцали и улыбались. Лицо было грустным. - Входите!
Следующий шаг был шагом в сказочную реальность. Откуда-то доносилась мелодия музыкальной шкатулки. Ей легким подзвоном отвечали колокольчики. Под этот акомпанимент хорошо было рассматривать необычные предметы на стенах, полках и даже потолке. Маски, куклы, картины, зеркала, старинные лампы, ширмы. Рафинированного искусствоведа охватил бы ужас разностилья. Но ведь это был дом не коллекционера, а сказочника. Здесь главное – не историческая ценность предмета, а ее волшебная неповторимость. Еще было непонятно, в какое реальное время мы попали. Вполне вероятно, что здесь скрывалось настоящее сказочное.
Нас пригласили в гостиную. В центре стоял большой старинный стол, высокие стулья, каждый из которых казался троном. Абажур давал «колокол» света, который, наверное, был волшебным. На этом-то столе и открылась моя папка с монотипиями. Честно говоря, я люблю показывать свои работы в незнакомом месте и наблюдать за реакцией смотрящих. Дело в том, что техника, в которой они выполнены, требует особенного смотрения, а вернее всматривания. Художник как бы приглашает к сотворчеству.

Я всегда мечтала иллюстрировать сказки. Вернее рассказывать их языком изображения. Для этого в моей коллекции изобразительных возможностей есть одна совершенно сказочная техника – монотипия. Это такая графическая техника, которая дает возможность импровизации на тему свободного пятна. То есть вы создаете хаотическое пятно (mono – один, typus – отпечаток.- греч.) способом свободного нанесения краски на поверхность бумаги. Пока краска не высохла, вы прижимаете к бумаге другой лист и резко открываете. Ну вот, поле для полета воображения готово! Нерукотворное изображение дает волю фантазии. И тогда… не испортив получившегося пятна, деликатнейшим образом, очень тонкой кистью, вы делаете несколько точных движений и… образ готов. Иногда можно увидеть дивный пейзаж. Иногда фигуру в движении или портрет со взглядом. Подчас узнаешь лица друзей!

Так вот и высыпались на большой старинный стол мои дорисованные герои: танцующие балерины, благородные рыцари, идущие, бегущие, задумавшиеся – персонажи, которые обрели изобразительное звучание благодаря интуиции (intuery – смотри зорко. – лат.). И тогда произошло то «обыкновенное чудо», которое случается чаще в сказке. Надо сказать, что с каждым смотрящим мои герои ведут себя по-разному. К человеку, готовому к встрече с чудом, они особенно отзывчивы. А скептик и циник их просто не увидит. Их ценность в глубине ассоциативного мира смотрящего. Сказочник перелистнул несколько монотипий и замер. Мои персонажи были ему уже знакомы! А ведь до сих пор я еще не прочла ни одной его сказки! Он стал медленно называть имена своих героев и искать их глазами среди моих работ. Все совпадало. Персонажи монотипий откликались на имена. Они были ни прочь сыграть отведенные им роли. Так произошла наша встреча с Андреем Владимировичем Гнездиловым. Так появился «Сундук старого принца» - наша первая книга. Любое настоящее творчество – это желание поделиться своим миром. Это бесстрашие первого хода. Это надежда на сотворчество.

Арина Даур
Апрель 2007г.
Смотрите также